31 марта 2025 года состоялась встреча епископа Выксунского и Павловского Гедеона с преподавателями и студентами Центра подготовки церковных специалистов (ЦПЦС) Выксунской епархии совместно со студентами Национального исследовательского технологического университета «МИСИС».
На встрече присутствовали директор ЦПЦС иерей Павел Шитихин, заместитель директора по воспитательной работе ЦПЦС иерей Антоний Лазарев, начальник Учебного отдела ВФ НИТУ МИСИС Кулева Ольга Иванова, куратор академических групп Евстафьева Светлана Александровна, начальник отдела по внеучебной и воспитательной работе ВФ НИТУ МИСИС Кулыгина Наталья Анатольевна, а также студенты учебных заведений.
Встреча началась с вступительного слова епископа Гедеона:
Призываю вас обратить внимательный взор на окружающий нас мир. Повсюду есть люди, которые остро нуждаются в нашей помощи и поддержке. Наш христианский долг – не только замечать таких людей, но и стремиться понять их истинные потребности, чтобы оказать действенную и своевременную помощь.
Важно осознавать, что нужды бывают различными. Не всегда требуется материальная поддержка в виде хлеба или других припасов. Зачастую человеку гораздо важнее простое человеческое участие, возможность побеседовать, быть выслушанным. В других случаях необходима конкретная физическая помощь: обработать землю, заготовить дрова или выполнить иную посильную работу. Характер требуемого служения ближнему многообразен, и наша задача – проявить чуткость и деятельное участие.
Истинное милосердие неизбежно сопряжено с готовностью к самоограничению. Оно требует от нас умения жертвовать личным временем, комфортом, уделяя драгоценные часы тем, кто страждет. К сожалению, человеческая природа склонна к самолюбию, и мы легко находим множество оправданий – ссылаясь на усталость, занятость, расстояние, – чтобы уклониться от совершения доброго дела. Однако именно эти дела любви и сострадания имеют непреходящую ценность.
Сам Господь в Евангелии напоминает нам об этой ответственности с предельной ясностью: «…Был болен, и вы не посетили Меня; в темнице был, и не пришли ко Мне» (ср. Мф. 25:43). Разве в наши дни нет людей, страдающих от болезней, одиночества, находящихся в тяжелейших жизненных ситуациях? Людей, которым необходимо наше присутствие, слово утешения, реальная помощь? И все же, как часто мы находим предлоги, чтобы не исполнить эту евангельскую заповедь.
Будем же внимательны друг к другу, преодолевая собственное равнодушие и находя в себе силы для деятельного служения ближним, помня о словах Спасителя.
Далее студенты задавали вопросы:
- Мария, студентка II курса:
В современном обществе часто бытует мнение, что счастье напрямую зависит от материального благополучия. В связи с этим хотелось бы узнать Ваше мнение: возможно ли обрести подлинное счастье, не обладая богатством или хотя бы стабильным достатком?
Ответ епископа Гедеона:
Существует известная народная мудрость: «С милым рай и в шалаше». Эти слова точно подмечают, что источник счастья находится не столько во внешних благах, сколько в глубине человеческих отношений, в любви и взаимопонимании.
Счастье или несчастье человека определяются не количеством денег. Ключевым фактором является наше внутреннее отношение к материальным средствам и жизненным обстоятельствам. Если Господь посылает человеку достаток, важно помнить о заповеди делиться с нуждающимися и использовать ресурсы во благо. Если же материальных благ немного, следует с миром и благодарностью принимать то, что есть, находя радость в духовных ценностях и нематериальных аспектах жизни.
Мой жизненный, пастырский и архипастырский опыт свидетельствует: мне доводилось общаться с людьми самого разного уровня достатка, включая очень состоятельных. И я должен отметить, что далеко не всегда внешнее изобилие («все и вся») является залогом подлинного семейного счастья, радости, удовлетворения или даже просто взаимного уважения и ценности отношений между близкими. Нередко можно наблюдать обратную картину.
С людьми верующими, как правило, легче обсуждать эти темы, так как у них есть система духовных координат. Однако часто приходится сталкиваться и с людьми, далекими от веры, которые ошибочно полагают, что могут решить свои внутренние проблемы или «откупиться» от жизненных трудностей путем щедрых пожертвований на храм или монастырь. Но духовная жизнь не строится на таких коммерческих принципах.
Бывает, что Господь наделяет человека всеми видимыми благами: прекрасная семья, дети, дом, материальное обеспечение. Но даже в таких условиях человек может поддаваться искушениям и искать чего-то разрушительного «на стороне». На прямой вопрос о причинах такого поведения зачастую нет внятного ответа, лишь попытки самооправдания или обвинения близких (например, «жена не так встретила», «жена плохо приготовила»). Это свидетельствует о том, что корень проблемы лежит не во внешних обстоятельствах, а во внутреннем духовном состоянии человека, в его неверных жизненных установках. Возможно, забывается, что брак и подлинные отношения должны строиться на любви, верности и взаимном уважении, а не на расчете или поиске сиюминутных удовольствий.
- Вопрос студентки 3-го курса Елены:
Подскажите, пожалуйста, как лучше поступить, если родители настаивают на выборе определенной профессии, а душа стремится к иному пути? Стоит ли прислушаться к родителям или следовать своему призванию?
Ответ епископа Гедеона:
Давайте обратимся к истории нашего государства, к предшествующей эпохе. Ранее социальное положение человека зачастую определялось рождением: родившийся в семье священника принадлежал к духовному сословию, в семье рабочих – к рабочему, в семье государственного служащего – к соответствующему сословию. Судьба во многом была предопределена.
С одной стороны, в этой системе была ценная традиция – передача опыта от родителей к детям. Ребенок с ранних лет впитывал знания и навыки, накопленные родителями за всю жизнь. Родители делились этим опытом и часто рекомендовали детям продолжать их дело, осваивать ту же профессию по достижении совершеннолетия. Таким образом, сословная система имела свои положительные стороны, способствуя преемственности знаний и мастерства.
Однако существовали и значительные ограничения. Например, если ребенок, рожденный в семье врачей или рабочих, обладал талантом к искусству – живописи или музыке, – его возможности реализовать этот дар были крайне ограничены. Переход из одного сословия в другое был чрезвычайно сложным процессом, требующим прохождения множества инстанций, порой вплоть до обращения к императору.
В наше время ситуация кардинально иная. У вас есть свобода выбора любой профессии. Но главный вопрос остается: как быть, если родители направляют вас по пути, который вам не близок? Прежде всего, стоит задуматься: неужели ваши родители желают вам зла? Такое предположение практически невозможно, ведь для любого родителя, какими бы ни были их отношения с ребенком, его благополучие является приоритетом.
Во-вторых, стоит спросить себя: действительно ли вы, находясь в юном возрасте, способны безошибочно определить свой жизненный путь? Достаточно ли у вас опыта, чтобы сделать окончательный выбор? Не стоит ли прислушаться к мнению родителей, которые, обладая жизненным опытом (им может быть 40, 50 и более лет), видят ситуацию шире? Я убежден, что, направляя вас, они руководствуются добрыми намерениями и желанием помочь вам найти свое место в жизни.
Конечно, жизненные ситуации бывают разными. В монастырской практике встречались случаи, когда юноша, окончив семинарию, стоял перед выбором: жениться или принять монашество. Иногда, особенно в советское время, молодой человек приходил к духовнику с желанием посвятить себя монашеской жизни, но встречал сопротивление родителей. Опытные духовники советовали в первую очередь попытаться объяснить родителям свое стремление, чтобы они поняли и приняли выбор сына. В некоторых случаях, видя твердость намерения, духовники благословляли на монашеский путь даже вопреки воле родителей, веря, что со временем они осознают правильность этого шага. И действительно, часто проходило время, и родители благодарили Бога за то, что их ребенок избрал именно этот путь служения.
Поэтому, рассматривая вашу ситуацию, важно сочетать уважение к опыту и любви родителей с честным и глубоким осмыслением собственного призвания.
- Вопрос студента 1-го курса Дмитрия:
Как можно бороться с ленью и унынием?
Ответ епископа Гедеона:
Лень и уныние – состояния, преодоление которых требует одного ключевого действия: понуждения.
Представьте, что человеку не хочется совершать элементарные утренние процедуры: умываться, чистить зубы, гладить себе рубашку. Если поддаваться этому нежеланию, этой лени, то во что мы рискуем превратиться? В неопрятных людей, что недопустимо.
Следовательно, что необходимо делать? Нужно понуждать себя, прилагать усилие воли. В борьбе с ленью и унынием, как и в выполнении повседневных обязанностей, без этого внутреннего понуждения обойтись невозможно. Это единственный действенный способ.
- Вопрос студентки 2-го курса Ксении:
Скажите, пожалуйста, какие слова утешения являются самыми лучшими для человека?
Ответ епископа Гедеона:
Когда мы хотим утешить человека, в первую очередь важно прийти к нему и попытаться начать разговор. При этом нужно понимать, что иногда нужные слова приходят не от нас самих. В Новом Завете сказано: «Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф. 10:20). Поэтому полезно, прежде чем начать разговор, мысленно обратиться к Богу с просьбой о помощи и вразумлении: «Господи, вразуми меня, что сказать этому человеку, какие слова подобрать, чтобы его утешить и успокоить». Хорошо бы и испросить благословение на это доброе дело.
Однако опыт показывает, что зачастую самая большая помощь заключается не в словах, а во внимательном слушании. Человеку часто необходимо просто выговориться, и ваша задача – предоставить ему эту возможность, терпеливо выслушать его. Даже если вы не произнесете ни слова, само ваше присутствие и готовность слушать уже станут поддержкой.
Если к этому вы добавите молитву о страждущем и, возможно, найдете момент сказать несколько уместных слов поддержки, – это будет действенной помощью.
Важно также понимать, что бывают ситуации, особенно связанные с потерей близких, когда подобрать слова утешения практически невозможно. Никакие слова не могут по-настоящему облегчить боль утраты. В таких тяжелых обстоятельствах лучшим утешением будут ваше молчаливое сочувствие, готовность выслушать и усердная молитва к Богу об этом человеке.
- Вопрос студента 1-го курса Даниила:
Каково Ваше отношение к Ивану Охлобыстину и к профессии актера в целом? Осуждает ли Церковь актерскую деятельность?
Ответ епископа Гедеона:
Актерство как таковое Церковь традиционно рассматривает как лицедейство, то есть способность человека принимать различные образы, носить маски.
Что касается конкретно Ивана Охлобыстина и того, как он оказался в священном сане, – этот вопрос в первую очередь относится к тому архиерею, который совершил его рукоположение. Существуют апостольские наставления, призывающие к осторожности: «Рук ни на кого не возлагай поспешно» (1 Тим. 5:22). Можно предположить, что рукополагавший его архиерей знал о его склонности к лицедейству и о том, что эта черта может остаться с ним на всю жизнь. Таким образом, позиция Церкви к актерству как явлению остается неизменной: это лицедейство, умение представлять себя не тем, кто ты есть.
Относительно того, что произошло с этим человеком далее, его внутренний путь – мне неизвестен. Могу сказать лишь одно: мы с вами видим только определенный этап – начало или середину – его жизненного пути. Мы не знаем, каким будет его завершение. Человек может сейчас проявлять себя как лицедей, или даже как грешник, но мы должны помнить, что в нем пребывает благодать Святого Духа, полученная в таинствах Крещения и Миропомазания, а также благодать священства (диаконского и иерейского). Рано или поздно эти дары благодати могут стать для него теми «горящими углями» (ср. Рим. 12:20), которые будут взывать к его совести – возможно, на смертном одре или в иное, неведомое нам время. Повторюсь, мы видим лишь часть пути и не можем знать его конца.
Нам неизвестно, почему он избрал именно такой путь, почему, по сути, пренебрег («попрал») священным саном. Хотя многие свидетельствовали, что в период своего священнического служения он был очень внимательным пастырем на исповеди, проявлял глубокое участие в жизни людей, и казалось, что он является прирожденным духовником, способным утешить и направить человека. Что именно привело к перемене – для нас сокрыто. Мы не можем заставить человека изменить свой выбор или идти иным путем. Это остается на его совести и в руках Божиих.
- Вопрос от студента первого курса Андрея:
Можно ли выражать любовь к Богу через современную музыку, например, в жанре рок?
Ответ епископа Гедеона:
Нет, и вот почему. Музыкальные инструменты, особенно ударные (барабаны), оказывают глубокое воздействие на психику человека. Это связано не только с ритмическими особенностями, но и с историко-культурным контекстом их происхождения. Например, традиция использования барабанов, обтянутых кожей животных, восходит к шаманским практикам. Известно, что в некоторых архаичных культурах такие инструменты изготавливались с ритуальными целями, включая, согласно преданиям, даже кожу живых существ. Это усиливало способность входить в транс — состояние, при котором сознание утрачивает контроль, открывая путь влиянию негативных духовных сил.
Исторически на территории России шаманизм был распространён, и его элементы сохраняются до сих пор. Ударные инструменты здесь играли роль проводника в иррациональное, что противоречит христианской аскетике, ориентированной на трезвение ума и сердца.
Рассмотрим также современные примеры. Исследователи культуры 1960-х годов (включая американских экспертов) отмечали, что многие рок-группы сознательно использовали антихристианскую символику: инверсию молитв (например, «Отче наш» задом наперёд), прославление деструктивных сил. Это не просто эпатаж, но духовно опасные практики. На крупных рок-концертах нередко наблюдаются массовые изменения поведения: слушатели впадают в состояние, граничащее с одержимостью, — непроизвольные движения, потеря самоконтроля. Подобные явления сложно соотнести с идеей богообщения.
Важно подчеркнуть: инструменты, упоминаемые в Священном Писании (гусли, псалтирь), принципиально ины. Они создавались для молитвенного сосредоточения, а не экстатических состояний. Их звучание направляет ум к созерцанию красоты Божьего мира, а не к эмоциональной взвинченности.
Таким образом, соединить прославление Бога с музыкой, укоренённой в оккультных или деструктивных традициях, невозможно. Как сказано в Писании: «Какое общение у света с тьмою?» (2 Кор. 6:14). Царь Давид славил Господа в гармонии с богоустановленным порядком, а не через противоречащие ему формы. Поэтому для духовной жизни принципиален выбор не только слов, но и средств их выражения.
- Артем, студент первого курса.
Вопрос: Может ли человек, попавший в ад, раскаяться и попасть в рай?
Ответ епископа Гедеона:
Нет. Покаяние возможно исключительно в земной жизни, где Господь предоставляет человеку время и благодатные средства для духовного преображения — таинства Церкви, молитву, пост. После смерти душа предстаёт перед вечным судом, и возможность изменить свою участь утрачивается. Как подчеркивается в христианской эсхатологии, ад — это состояние окончательного выбора против Бога, где раскаяние уже не имеет силы. Поэтому крайне важно использовать дарованное земное время для духовного труда и участия в церковной жизни.
- Петр, студент 3 курса.
Вопрос: Что делать студенту, если он не понимает, для чего нужно обучение и как определить свой дальнейший путь?
Ответ епископа Гедеона:
Выбор учебного заведения редко бывает случайным, даже если изначально он кажется неосознанным. С точки зрения христианской антропологии, жизненные обстоятельства направляются Божественным промыслом. Если вы оказались здесь, это знак необходимости пройти данный этап для духовного становления. Рекомендую:
— Завершить образование. Диплом — не просто документ, но подтверждение вашей способности к дисциплине и преодолению трудностей.
— Участвовать в церковной жизни. Послушания, молитва и пост помогают обрести внутреннюю ясность.
— Довериться времени. Жизнь постепенно расставит приоритеты, а опыт, полученный здесь, станет фундаментом для будущих решений.
Помните: уход «на ровном месте» часто приводит к сожалениям. Доведите начатое до конца — это важный шаг в формировании ответственности.
- Павел, студент первого курса медицинского филиала МИСИС.
Вопрос: можно ли через татуировки выразить любовь к Богу или носить символы веры «с собой», как это делает, например, Дмитрий Нагиев с татуировкой креста?
Ответ епископа Гедеона:
Исторически татуировки служили маркером социального статуса: в Римской империи ими клеймили рабов и преступников, чтобы ограничить их свободу. В христианской традиции тело — храм Духа Святого (1 Кор. 6:19), а знаками принадлежности Богу являются не внешние отметины, но таинства миропомазания, елеопомазания, которое происходит каждое воскресение или праздник на богослужении.
Татуировка, даже с благими намерениями, несёт двойственность. В ряде традиций (например, языческих) она символизирует подчинение духам или идолам. Христианство же отвергает нанесение ран на тело (Лев. 19:28), акцентируя внутреннее преображение.
Если вы хотите выразить веру, сосредоточьтесь на делах милосердия, молитве и участии в таинствах. Это подлинные знаки любви к Богу, не связанные с рисками духовной подмены.
Текст и фото иерея Артемия Балашова