Чин прощения

2 марта 2025 года, в канун начала Великого поста, епископ Выксунский и Павловский Гедеон совершил великопостную вечерню с чином прощения в Христорождественском кафедральном соборе города Выкса. Богослужение, ознаменовавшее духовную подготовку к Святой Четыредесятнице, собрало духовенство Выксунского благочиния, студентов ЦПЦС и множество прихожан.

Богослужение началось в светлых облачениях, являющихся символом спасения и надежды, Воскресения и радости в Царстве Божием. После пения великого прокимна и чтения паремий, напоминающих верующим о грехопадении Адама и Евы, Царские врата были закрыты, а духовенство переоблачилось в темные великопостные ризы. Эта перемена отражает переход к покаянному настрою поста, когда Церковь призывает к сокрушению сердца и внутреннему самоуглублению.

Перед чином прощения была прочитана молитва на начало Святой Четыредесятницы. Затем епископ Гедеон обратился к верующим с архипастырским словом, напомнив о сути Великого поста как времени духовного обновления.

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Дорогие отцы, братья и сестры! Сердечно приветствую всех вас в этот святой вечер — вечер, когда, по древней традиции, мы собираемся, чтобы испросить прощения у Господа и друг у друга.

Прежде чем мы обратимся друг к другу, испрашивая прощения, позвольте обратиться к словам молитвы, звучащей на богослужениях перед Великим постом: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…» Что означает эта краткая, но глубокая молитва? Сегодня бы хотелось буквально разобрать каждое слово этой краткой молитвы.

Начнём с первого слова — «покаяние». Что оно означает для верующего? Это не просто признание нарушения заповедей, но осознание своей ответственности перед Богом и людьми. Покаяние становится пустым звуком, если совершается механически, по привычке. Оно должно быть вдумчивым, идущим от сердца, наполненным искренним желанием измениться.

Перейдём ко второму слову — «двери». Мы молим: «Покаяния отверзи ми двери…» — но какие это двери? Грех, как известно, рождается в глубине человеческого сердца, порой незаметно для самого человека. Он пускает корни, разрастается, и мы просим Господа открыть нам дверь сердца, чтобы разглядеть там затаившиеся страсти. Всё исходит от сердца, и потому так важно, чтобы Господь помог нам распахнуть эту дверь — для осознанного покаяния.

«Жизнодавче» — обращаемся мы к Тому, Кто даровал нам жизнь. Жизнь и смерть — в руках Господа. Мы приходим в этот мир не по своей воле, а по благой любви Божией. Он — Источник жизни, Творец всего сущего, и только в Нём наше покаяние обретает смысл и силу.

Мы уже говорили о покаянии, но что же это в действительности? Покаяние — это не формальность, а искренний порыв души, стремящейся примириться сначала с Богом, а затем — с ближними. Почему такая иерархия? Сам Господь напоминает: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:15). Как можем мы просить милости у Небесного Отца, если в сердце носим обиду на тех, кто рядом?

Ближний — вот здесь, рядышком, а мы порой не молиться, не простить, не оказать доброе дело, не можем, а иногда и вовсе не хотим. Почему? Потому что грех, как сорняк, пускает корни в нашем сердце, и глубоко в нем укореняется. Вот почему в молитве мы взываем: «Отверзи ми двери…» — чтобы Господь помог распознать эти глубинные преграды, отделяющие нас от Его любви и любви к ближнему.

Сегодня, накануне Великого поста, мы приходим в храм, чтобы испросить прощения у Бога и друг у друга. Но разве этого достаточно? Нет. Прощение — не ежегодный обряд, а закон духовной жизни. Мы обязаны прощать, как обязаны дышать. Вспомните евангельскую историю: отец, умолявший Христа исцелить сына, воскликнул: «Верую, Господи! Помоги моему неверию» (Мк. 9:24). Так и нам, когда не хватает сил простить, стоит воззвать: «Господи, я прощаю, но укрепи мою слабость! Дай мне любви, чтобы отпустить долг ближнему».

Почему это так важно? Потому что без прощения нет пути к Богу. Гордыня, злоба, обида — это камни, которые мы сами кладём на дороге к Нему. Великий пост — время выметать этот сор из сердца. Но начинать надо не с формальных слов, а с искреннего усилия: вглядеться в свою душу, признать грехи и, уповая на милость Жизнодавца, сделать шаг к свету.

Если годами не очищать душу, в сердце накапливаются тяжкие камни греха. Они давят, гнетут, а со временем могут надломить нас, лишив сил идти дальше. Вспомним: грех рождается в глубине сердца — от взгляда, слова, поступка. Там, в тайниках души, он прорастает, как сорняк, и если его не вырывать, он заполнит всё пространство.

Как же очистить сердце? На это и указывает молитва, о которой мы говорим: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…». Это не просто слова, а вопль души к Богу. Мы взываем, чтобы Господь дал силы простить обидчиков, отпустить долги тем, кто причинил нам зло, и — что труднее всего — признать собственные грехи.

Непрощенные грехи — это цепи, привязывающие нас к земному. С ними невозможно предстать пред Богом. В Евангелии сказано: «Прощайте, и прощены будете» (Лк. 6:37). Но как часто мы откладываем покаяние, оправдываясь: «Успею, потом, когда-нибудь…» Матерь-Церковь учит иначе: грех нужно искоренять сразу, как только он даёт о себе знать. Не ждите, пока страсть укоренится — боритесь с ней в зародыше.

Это ежедневный труд. Представьте садовника, который день за днём выпалывает сорняки, чтобы взрастить цветы. Так и мы должны внимать сердцу: заметил зависть — молись о смирении, почувствовал гнев — проси кротости. Молитва «Покаяния отверзи ми двери…» — наш главный инструмент. Она не даёт душе окаменеть, напоминая: милость Божья сильнее любого греха.

И потому, дорогие братья и сестры, ныне призываю всех вас вступить на путь Поста, ибо с завтрашнего дня начинается наше сорокадневное шествие через духовную пустыню. Этот период испытаний потребует от нас не просто воздержания в пище, но решительного отвержения всего, что удаляет от Бога: нам предстоит различать, что принять, а что отвергнуть, что взращивать, а что оставить позади. Пройдём же эту пустыню достойно, чтобы в день Светлого Воскресения встретить Христа обновлёнными – не истощёнными постом, но укреплёнными благодатью.

Помните: в физической пустыне человек теряет силы телесные, но в духовной – рискует утратить нечто большее. Потому не будем обольщаться – без молитвы, без покаяния, без добрых дел нам не одолеть этот путь. Пусть не каждый сможет ежедневно приходить в храм, но четыре вечера Великого канона святителю Андрею Критскому станут для нас духовными маяками. Вслушаемся в эти древние слова – возможно, именно в них прозвучит для кого-то давно ожидаемое: напоминание о невыплаченном долге прощения, о не отправленном письме примирения, о сердце, готовом сбросить бремя обид.

А теперь, как епархиальный архиерей, поставленный здесь Божиим промыслом, обращаюсь к вам. Я – такой же человек, окружённый теми же искушениями, что и вы. В общении с духовенством, сотрудниками управления, насельниками монастырей – со всеми, кому служу – мог невольно оступиться: сказать неосторожное слово, проявить недолжное бездействие, причинить нечаянную обиду. За все мои немощи человеческие – в мыслях, словах и делах – смиренно прошу у вас прощения. Молитесь обо мне, грешном, как и я молюсь о каждом из вас.

Благодатию, щедротами и человеколюбием да простит и помилует всех нас Господь! Аминь».

Текст и фото иерея Артемия Балашова

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *