21 и 22 января 2023 года епископ Выксунский и Павловский Варнава совершил Всенощное бдение и Божественную литургию в Христорождественском кафедральном соборе города Выксы.
Богослужебные песнопения исполнил хор студентов Центра подготовки церковных специалистов Выксунской епархии под управлением Дениса Свистунова.
По завершении литургии владыка Варнава обратился к собравшимся со словом архипастырской проповеди, в которой поздравил верующих с воскресным днем и попразднством Богоявления, отметив, что в этот день совершается также память святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России чудотворца.
«Часто бывает, что в свете Воскресения Христова в воскресные дни мы вспоминаем памятные события или святых, которые назидают нас, дают нам нужные мысли и образы, чтобы мы вдохновлялись твердо и прямо идти по спасительному пути. Потому что главная цель нашей жизни – спасение, единение с Богом, а также избавление от грехов. Как известно, грехи – это не только наши поступки, это и мысли, и чувства, неподобающие движения души и сердца, с которыми мы должны вести непримиримую борьбу», – сказал архипастырь.
Затем владыка Варнава отметил, что у каждого человека есть определенный срок, в который он должен совершить то, что Промысл Божий ему повелевает. И когда этот срок заканчивается, человек переходит к какой-то новой форме жизни, на какое-то новое поприще. Важно успеть подготовить себя к этому: «В духовной жизни важно подготовить себя через покаяние. Вернуть потерянный рай и войти в Царство Божие можно только трудами и подвигами. Когда у человека сердце возгорается любовью к Богу, Господь дает ему великую крепость».
Об этой крепости, которую можно обрести, стяжав покаяние, владыка Варнава рассказал на примере жития святителя Филиппа: «Мы знаем, что святитель Филипп – единственный, кто мог противостоять царю Иоанну Грозному. Дружба между ними была разрушена, потому что митрополит стал в противоречие царю, и в конце концов лишился жизни. Это действительно был очень мужественный поступок. Конечно, сейчас можно рассуждать о том, нужна была опричнина или не нужна. Это непростой вопрос. Большинство непредвзятых историков считают, что она была нужна. Другое дело, какими средствами и способами реализуется пусть даже самая хорошая идея. Вот, в чем вопрос. Оправдывать жестокость нельзя, поэтому митрополит Филипп как воин Христов встал на защиту тех людей, которые безжалостно истреблялись. Он вошел в радость Господа своего, в Царство Небесное, победив грех, и дав возможность победить грех также другому человеку – Иоанну Грозному, который хоть и был жестоким, но тем не менее покаяние у него было достаточно глубоким, что было следствием его внутренних размышлений над своими поступками».
Напомнив, что вскоре мы вступим в Великий пост, правящий архиерей пожелал пастве, чтобы покаяние для нас было не внешним, а внутренним деланием: «Внешне будем приветливы. Тогда вокруг нас все будет преображаться, а внутреннее глубокое чувство собственного недостоинства в таком случае будет не мешать нам в нашей духовной и общественной жизни, а помогать. Помоги всем нам, Господи, понять, что такое покаяние, и достигнуть его молитвами святителя Филиппа и всех святых».